Спасительный круг

  Еще пару лет назад эко­номист из Ставрополя Юлия Орлова труди­лась на руководящей должности в крупной российской компании, носила туфли на каблуках и мечтала о создании собственного бизнеса. Однако жизнь распорядилась иначе. Из офисной леди с подачи своего свекра Вячеслава Орлова девушка превратилась в гончара, чьи изделия и мастер-классы пользуются большой популярно­стью среди любителей этого вида творчества.

  Легко ли решиться на такой смелый шаг и в чем секрет востребованности древнего ремесла, выяснила корреспондент «РГ». В мастерской, где работает Юлия, стоит тяжелый запах подгоревшего молока. В печи при температуре более 300 градусов доходят изделия, выполненные в специальной технике молочения. Именно с ее помощью можно придать посуде красивый корич­невый цвет разных оттенков.

  - После «купания» в молоке и обжига глиняные чайники, чанашницы, кувшины и кецы (ско­вороды) становятся водонепро­ницаемыми и, при соблюдении определенных правил ухода, их без проблем может использовать на кухне современная хозяйка, -рассказывает мастерица. - Вооб­ще я заметила, что сейчас инте­рес ко всему натуральному, обла­дающему не только декоратив­ной, но и утилитарной функцией, сильно вырос. Казалось бы, про­ще купить стеклянную и металлическую вещь, но тот, кто попробовал, к примеру, кофе из жаропрочной глиняной турки, никогда ее ни на что не променяет.

  В последние годы предметы быта и интерьера, которые вызывают ностальгию, но при этом адаптированы к настоящему, действительно стали хитом про­даж. География заказов у ставро­польских гончаров тоже впечат­ляет: покупки совершают не только жители российских реги­онов - от Калининграда до Влади­востока, но и зарубежья - Канады, Греции, Израиля.

  Ставшее сегодня семейным дело почти десять лет назад на­чал свекор девушки Вячеслав Ор­лов. В его биографии, к слову, была другая кардинальная смена профессии. После окончания вуза он долгое время летал на во­енно-транспортных самолетах, не расстался со штурвалом и по­сле увольнения в запас - служил в гражданской авиации. А когда вышел на пенсию, занялся пред­принимательством и неожидан­но сел за гончарный круг.

  Со старинной технологией Орлов познакомился в 2008 году, когда гостил у сослуживца в Под­московье. Тогда друг подарил ему первое оборудование. Вернув­шись в Ставрополь, мастер пере­лопатил всю доступную литера­туру, взял уроки у признанных специалистов и методом проб и ошибок постепенно сумел до­стичь высочайшего профессио­нального уровня. Он уже успел поучаствовать в 30 российских и международных выставках и фе­стивалях народных ремесел, а три года назад был признан лау­реатом   Attestato di Partecipazione - Rilasciato - гончарного чемпи­оната мира в итальянском городе Фаэнца.

  Инженерное образование пригодилось и в новом деле. Сегодня Вячеслав Орлов сам кон­струирует электрические обжи­говые печи и автоматику к ним. В зависимости от требований тем­пература в них достигает тысячи градусов. Создает он и гончарные круги с электро- и ножным при­водами.

  Современные технологии, без­условно, упростили трудоемкий процесс производства экологич­ной посуды. Раньше глину прихо­дилось искать в заброшенных ка­рьерах и часами доводить до нуж­ной кондиции, теперь весь ин­струментарий можно заказать че­рез интернет. Однако руки масте­ра, говорят поклонники ремесла, ничто заменить не сможет.

  - Я сделала свое первое изде­лие в 2015 году. Мою должность в офисе тогда отдали филиалу в другом городе, который находит­ся почти в двух тысячах кило­метрах от Ставрополя, и я была вынуждена уволиться. Пока раз­мышляла, чем мне заняться, по­пала к свекру на мастер-класс, который он проводил для своих друзей. Села за гончарный круг... и мне почему-то стало все равно, что холодно, грязно, что испор­тится маникюр. Захотелось разо­браться, как из ничем неприме­чательного куска глины рождает­ся красота, - продолжает Юлия.

  Через несколько месяцев упорных занятий с помощью опытного наставника на первое занятие пришли уже к ней самой. Постепенно неуверенность ушла, осталось только желание передать хотя бы часть своей любви к этому старинному ре­меслу как можно большему коли­честву людей. Теперь гончарные уроки заказывают как подарок на годовщину свадьбы или юби­лей, на различные праздники в детских учреждениях и крупных корпорациях.

  - Не зря в мире говорят о мощном развитии экономики впечат­лений, ориентированной на ощу­щения потребителя. Сделав свои­ми руками чашку или горшок из глины на постоянно вращающем­ся круге, тоже испытываешь при­лив адреналина, но только если сравнивать с экстремальными развлечениями, полезный и без­опасный для жизни, - подчерки­вает девушка.

  Теперь они со свекром работают в се­мейной студии параллельно. У Вячеслава Андреевича из­делия получаются максимально аутентичные, брутальные, как замечают клиенты. Особенно красивы они в довольно редкой технике чернолощения, когда по­суда коптится без доступа кисло­рода и получает насыщенный черный цвет. У меня техники те же, но стиль немного другой. При этом на каждую вещь свой ценитель.

Мария Мацур, Ставропольский край

Российская газета

1 августа 2017 вторник № 168 (7334)